По замыслу режиссера Валерия Меркулова, в спектакле объединены две камерные оперы — классическая и современная, серьезная и комическая, прекрасно знакомая ценителям русской музыки (принадлежащая перу Николая Римского-Корсакова), и только еще набирающая известность среди любителей музыкального театра (сочиненная нашим современником Александром Чайковским).
Две эти оперы объединяет сюжет, рассказанный Александром Сергеевичем Пушкиным в одной из его «Маленьких трагедий» — в «Моцарте и Сальери», но если в первой история вечного спора способов жизни в искусстве трактована классически, то во второй миниатюре (исполняемой под аккомпанемент ансамбля народных инструментов «Русская рапсодия» под руководством Евгения Волчкова) сюжет переосмыслен, превращен в комедийный, почти площадной. Основной идеей Александра Чайковского стала, по его собственным словам, идея «переворачивания текста с конца на начало», что давало комический эффект, но при этом позволяло сохранить ценность каждой пушкинской цитаты.